Общая информация | Контактная информация | Научная работа
Абитуриентам | Жизнь академии | Студентам | Библиотека СамГАПСа
English version | Гостевая книга | Конференция | Чат
ИСТОРИЯ

Самарская государственная академия путей сообщения (СамГАПС) создана как Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта (КИИТ) на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 мая 1963 года N533 и приказом Министерства путей сообщения СССР от 5 марта 1973 года N320 на базе филиала Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ).
Мысль о создании собственного института зародилась у начальника Куйбышевской железной дороги Дмитрия Степановича Сугака еще в 60-е годы. Дмитрий Степанович понимал, дорога развивается, ей нужны свои квалифицированные кадры, не достаточно опираться только на опыт, нужно приобретать знания.
Именно он поставил вопрос о создании института в министерстве и именно благодаря ему академия путей сообщения начала свое существование.
В 1973 году в институт на очную форму обучения были приняты студенты по двум основным железнодорожным специальностям: "Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство" и "Управление процессами перевозок".
Первым ректором института был назначен доктор технических наук, профессор Павлович Евгений Станиславович. За время руководства институтом Павловича Евгения Станиславовича (1973-1984) была открыта еще одна специальность дневной формы обучения - "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте", создана научная школа под его руководством.
С 1984 года по 1991 год институтом руководит доктор технических наук, профессор Копейкин Сергей Владимирович. За это время были построены и введены в эксплуатацию учебный корпус N5 и студенческое общежитие на 920 мест, начато очное обучение по специальностям: "Локомотивы", "Вагоны", "Электроснабжение железных дорог", "Бухгалтерский учет и аудит".
С 1991 года по 2000 год вуз возглавлял кандидат технических наук, профессор Варгунин Владимир Иванович. С 1991 года Куйбышевский институт переименован в Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Открыта подготовка по новым специальностям: "Экономика и управление на транспорте", "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование", "Электрический транспорт", "Информационные системы на железнодорожном транспорте", "Мосты и транспортные тоннели".
С февраля 2000 года по сентябрь 2002 года институтом руководил Левченко Анатолий Степанович. Его деятельность была направлена на коренную модернизацию и развитие учебно-лабораторной и материально-технической базы академии.
В апреле 2002 года Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта аккредитован как высшее учебное заведение вида "Академия" и переименован в Самарскую государственную академию путей сообщения.
С 1 сентября 2002 года ректором Самарской государственной академии путей сообщения является Ковтунов Александр Владимирович.
Сейчас Самарская государственная академия путей сообщения - единственный вуз в Поволжском регионе, соединяющий интересы железнодорожной отрасли и образования. Академия решает вопросы подготовки и переподготовки специалистов, повышения квалификации специалистов железных дорог в новых экономических условиях. Зона деятельности академии охватывает 11 субъектов Российской Федерации: 3 республики (Башкортостан, Мордовия, Татарстан) и 8 областей (Пензенская, Самарская, Ульяновская, Оренбургская, Саратовская, Воронежская, Тамбовская, Челябинская). В состав академии входят 3 института и 1 факультет, 4 филиала в городах Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе и одно представительство в Ульяновске, 35 кафедр, в том числе 15 выпускающих.
В академии работают аспирантура, докторантура, диссертационный совет. На базе академии создан Университетский комплекс Университетский образовательный округ "Самарский образовательный научно-производственный транспортный комплекс", в состав которого входят железнодорожные техникумы Самары, Оренбурга, Уфы, школа-интернат города Кинель, многопрофильный лицей-интернат Самары, медицинское училище в городе Оренбурге. В СамГАПС создана целая сеть пунктов по подготовке к поступлению в академию на базе филиалов академии, учебных центров, железнодорожных школ Куйбышевской, Приволжской, Южно-Уральской и Юго-Восточной железных дорог.
В настоящее время в вузе обучаются более 10000 студентов. Подготовку специалистов ведут 407 преподавателей, из которых: докторов наук, профессоров - 45 человек, кандидатов наук, доцентов - 238 человек. Академия заслуженно пользуется спросом у абитуриентов, о чем говорит постоянное увеличение конкурса по очной и заочной формам обучения. Подготовка ведется на самом современном лабораторном и производственном оборудовании, при использовании новых методологических подходов и технологий обучения. Сегодня академия осуществляет подготовку специалистов по 14 специальностям.
В 2000 - 2002 годах в соответствии с программой развития материально-технической базы и социальной сферы академией была проведена реконструкция учебно-производственной базы, всех учебных корпусов, общежитий, долевое участие в строительстве жилья, построены и введены в эксплуатацию административный корпус, спортивный комплекс, семиэтажный лабораторный корпус и православный храм. Учебная база располагается в 13 корпусах, имеется учебный полигон с путевым развитием, подвижным составом (тепловозы, электровозы, вагоны, путевые машины и т.д.), постом ЭЦ, площадкой грузоподъемной техники, депо ангарного типа.
Лаборатории 35-х кафедр имеют оборудование для учебных занятий и проведения научных исследований. Все корпуса соединены оптоволоконными линиями связи (19,53 км), оборудован 32 компьютерных класса, а общее количество компьютеров составляет 1118 единиц. Имеется доступ в Интернет со всех корпусов, собственный Web-сайт. Сегодня кафедрами академии разработано и приобретено свыше 200 программ для ЭВМ, которые студенты используют при обработке результатов лабораторных работ, выполнении расчетно-графических работ, в курсовом и дипломном проектировании. В академии внедрены компьютерные системы АСУ-бухгалтерия на базе 1:С, АРМ - деканат, АРМ - кадры, АРМ - УМУ, АРМ - абитуриент на базе Oracle. Ведутся работы по созданию комплексной сетевой системы АСУ-вуз.
Общая площадь зданий академии составляет 89 502 квадратных метра.
За 30 лет работы академией выпущено более 17 000 специалистов. На многих магистралях страны выпускники вуза возглавляют предприятия, отделения дорог, службы, а кто-то достиг успехов в науке и преподавательской деятельности. В настоящее время выпускников академии можно встретить не только в Поволжском округе, но и в Сибири и на Дальнем Востоке, в Северных и Южных регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Сегодня выпускники академии - мозговой центр управления Куйбышевской железной дороги.
© Самарская государственная академия путей сообщения, 2005